Продукты по направлению
Подписаться на рассылку
Новые правила получения электронной подписи в 2022 году
С 1 января 2022 года в 63-ФЗ внесены изменения в процесс получения электронной подписи.
ЭП, выпущенные УЦ, которые не проходили аккредитацию по новым требованиям, прекратили свое действие 31 декабря 2021 года.
В этой статье разберем, где получать электронную подпись в 2022 году и как ее применять в информационных системах при сдаче отчетности или работе с ЭДО.
Где получать электронную подпись после 1 января 2022 года
- УЦ ФНС России выдает ЭП руководителям ЮЛ/ИП и нотариусам.
- УЦ Центрального банка РФ выдает ЭП кредитным организациям, операторам платежных систем, некредитным финансовым организациям.
- УЦ Федерального Казначейства выдает ЭП должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственным государственному органу или органу местного самоуправления организациям.
- Аккредитованные УЦ по новым требованиям (как АУЦ АО «Калуга Астрал»), будут выдавать ЭП как физическим лицам, так и ЮЛ/ИП, но не руководителям, а сотрудникам организации.
Про электронные подписи для государственных информационных систем и электронных площадок: ЕГАИС, СМЭВ, Росреестр, ГИИС ДМДК, ФРДО, Честный ЗНАК расскажем далее.
.Для каждого нового сценария подготовили инструкции, как получать ЭП. Ознакомиться можно в статье.
Подписи, выпущенные УЦ, которые не проходили аккредитацию по новым требованиям, прекратили свое действие 31 декабря 2021 года. Что делать?
Изменения 63-ФЗ поделили ЭП на два вида:
- выпущенные не АУЦ до 01.07.2021. Прекратили свое действие 31.12.2021 и их нужно перевыпускать;
- выпущенные после 01.07.2021 аккредитованными по новым правилам УЦ продолжают работать весь срок действия, но не позднее 31.12.2022. Пример: ЭП выпущена АУЦ на 15 месяцев 01.11.2021, такая подпись проработает вместо 15 месяцев до 31.12.2022.
До конца 2021 года в рамках акции @Zabota мы перевыпускали сертификаты согласно новым требованиям на АУЦ АО «Калуга Астрал». Если перевыпустить ЭП не успели, то в 2022 году получить ЭП можно следующими способами:
- На руководителя ЮЛ/ИП: в УЦ ФНС или у Доверенных лиц УЦ ФНС (подробнее, что такое ДЛ УЦ ФНС, здесь).
- На сотрудника ЮЛ: в Аккредитованных УЦ (например, в АУЦ АО «Калуга Астрал»). Подробнее по ссылке.
Как получить Электронную подпись в 2022 году на руководителя и на сотрудника
Как получить ЭП на руководителя ЮЛ/ИП в УЦ ФНС в 2022 году

Что нужно для получения ЭП в ФНС
- Выбрать одно из 694 отделений ФНС России, которые выдают ЭП от УЦ ФНС и записаться к определенному времени. Запись доступна на 14 дней вперед.
- Руководителю ЮЛ/ИП взять с собой оригинал паспорта и СНИЛС. Важно! УЦ ФНС выдает ЭП только на руководителей.
- Взять сертифицированный USB-токен (подробнее)
Что нужно для настройки и работы с ЭП УЦ ФНС
- Потребуется лицензия СКЗИ Крипто ПРО CSP. Купить ее можно на сайте astral.ru (оставить заявку) или у наших представителей.
- Настроить электронную подпись от УЦ ФНС для работы с программами, сайтами и порталами. Можно сделать по нашей инструкции или за этой услугой к нашим представителям.